МЕЖДУНАРОДНАЯ СТРУКТУРА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. Права пациентов. ПРАВО НА ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Право на эффективное средство правовой защиты

Право на эффективное средство правовой защиты требует, чтобы средства защиты от нарушений прав человека были доступными и эффективными, а также «учитывали особую уязвимость некоторых категорий лиц»[2]. Данное право также предусматривает, как минимум, возмещение лицам, права которых нарушены, и принятие мер для предупреждения повторения нарушений[4]. В контексте медицинской помощи КЭСКП прямо указывает, что государства обязаны обеспечивать доступность эффективных средств правовой защиты от нарушений экономических, социальных и культурных прав[6].

Соответствующие положения

МПГПП

Ст. 2(3): Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется:

Ст. 14:

  1. Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона….
  2. Если какое-либо лицо окончательным решением было осуждено за уголовное преступление и если вынесенный ему приговор был впоследствии отменен или ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то это лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по его вине.

МПЭСКП, ст. 2(1): Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

КПП, ст. 14(1):  Каждое Государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации. В случае смерти жертвы в результате пытки право на компенсацию предоставляется его иждивенцам.

. . . Право на эффективное средство правовой защиты в контексте психического здоровья

Указывая на трудности, которые испытывают пациенты с психическими расстройствами при обжаловании нарушений их прав, в том числе в медицинских учреждениях, договорные органы подчеркивают обязанность государств установить необходимые процедурные и материальные гарантии для защиты этих лиц, в том числе обеспечить им возможность обращения в суд и полную реализацию их права на эффективное средство правовой защиты[8]; ...

Пример дела в связи с психическим здоровьем и правом на эффективное средство правовой защиты

Williams v. Jamaica (КПЧ) (1997). Комитет пришел к выводу, что непредоставление государством адекватного лечения заявителю - заключенному с психическим расстройством, обострившимся из-за нахождения в камере смертников, было нарушением Статей 7 и 10(1) МПГПП. Комитет пришел к выводу, что заявитель «имел право на эффективное средство правовой защиты, включая, в частности, проведение соответствующего лечения»[10]. КЭСКП также призывал государства принять неотложные меры по устранению вредных для здоровья условий содержания в тюрьмах, приводящих к высокому уровню распространения среди заключенных инфекционных заболеваний, таких, как туберкулез, обеспечив адекватное лечение и улучшив условия содержания[12].   

Пример дела, касающегося инфекционных заболеваний и права на эффективное средство правовой защиты

Tornel et al. v. Spain (КПЧ) (2006).Комитет пришел к выводу, что факт неуведомления тюремной администрацией родственников заключенного о серьезном ухудшении его состояния в связи с положительным ВИЧ-статусом был произвольным вмешательством в семейную жизнь и нарушением Статьи 17(1) МПГПП. Комитет постановил, что государство было обязано предоставить жертвам эффективные средства правовой защиты, включая выплату компенсации[14]. Выражая обеспокоенность тем, что жертвы недобровольной стерилизации не могут получить возмещение, Комитет КПП
призвал государства принять необходимые меры с тем, чтобы «быстро, беспристрастно и эффективно» расследовать все заявления о недобровольной стерилизации женщин из числа рома, увеличить срок подачи жалоб потерпевшими и привлечь к ответственности виновных для обеспечения эффективной защиты жертв
[16].

Заключительные замечания по Чешской Республике в связи с сексуальным и репродуктивным здоровьем и правом на эффективную правовую защиту

Комитет испытывает беспокойство по поводу отсутствия статистических данных о компенсации жертвам пыток и жестокого обращения, в том числе жертвам недобровольной стерилизации и хирургической кастрации, а также жертвам жестокого обращения в медицинских и психиатрических учреждениях, насильственных действий по отношению к представителям меньшинств, торговли людьми и бытового и сексуального насилия.   Он также выражает беспокойство по поводу сроков, установленных для подачи жалоб (статьи 14 и 16).

Комитет рекомендует государству-участнику обеспечить, чтобы жертвы пыток и жестокого обращения имели право на возмещение и адекватную компенсацию, включая реабилитацию, и получали их, как это предусмотрено статьей 14 Конвенции. Комитет рекомендует государству-участнику представить Комитету статистические данные о числе жертв, получивших компенсацию и иные виды помощи, в том числе жертв недобровольной стерилизации и хирургической кастрации, а также жестокого обращения в медицинских и психиатрических учреждениях, насильственных действий по отношению к представителям этнических меньшинств, торговли людьми и бытового и сексуального насилия.   Комитет также рекомендует увеличить сроки для подачи требований о предоставлении компенсации[18].


[2] КПЧ. Замечание общего порядка № 31: Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства-участников Пакта. 26 мая 2004 г. п. 15.

[4] КПЧ. Замечание общего порядка № 31[80]: Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства-участников Пакта. UNDoc. CCPR/C/21/Rev.1/Add.13. 26 мая 2004 г. п. 16.

[6]КПЧ. Коммуникация № 972/01: George Kazantzis v. Cyprus. UN Doc. CCPR/C/78/D/972/2001. 13 сентября 2003 г. п. 6.6.

[8] КПЧ. Заключительные замечания: Болгария. UNDoc. CCPR/C/BGR/CO/3. п. 17.

“[10] КЭСКП. Заключительные замечания: Индия. UN Doc. E/C.12/IND/CO/5. 8 августа 2008 г., п. 13.

[12] КЭСКП. Заключительные замечания: Индия. UN Doc. E/C.12/IND/CO/5. 8 августа 2008 г., п. 13.

[14] Комитет по правам ребенка. Заключительные замечания: Мозамбик. UN Doc. CRC/C/15/Add.172. 2 апреля 2002 г., пп. 38-39. 

[16] Комитет КПП. Заключительные замечания: Коста-Рика. UN Doc. CAT/C/CRI/CO/2. 7 июля 2008 г., п. 19; Комитет КЛДЖ. Заключительные замечания: Танзания. UN Doc. CEDAW/C/TZA/CO/6. 16 июля 2008 г., п. 120; Комитет по правам ребенка. Заключительные замечания: Ливан. UN Doc. CRC/C/LBN/CO/3. 8 июня 2006 г., пп. 47-48.

[18]КомитетКЛДЖ. Коммуникация № 17/2008:  Maria de Lourdes da Silva Pimentel Teixeira v. Brazil. UN Doc. CEDAW/C/49/D/17/2008. 27 сентября 2011 г. п. 7.2.

Юридические консультации

Для пациентов и медицинских работников

Актуальное законодательство

Актуальные документы

В помощь юристу

Справочник "Практическое руководство"

Контакты

Россия, Санкт-Петербург,
Большой проспект П.С., д. 100,
БЦ «Офисный дом»
офис 234

Тел: +7 911 244-77-10

Стоп ВИЧ-диссидентство