В ПОМОЩЬ ЮРИСТУ:
СПРАВОЧНИК "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО"

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Международные и региональные процедуры

4.1 Введение

Международные и региональные механизмы мониторинга играют важную роль в реализации прав человека. Эти механизмы созданы для содействия соблюдению государствами ратифицированных ими международных и региональных договоров по правам человека. Если договоры представляют собой юридически обязательные нормы международного права, то их толкование органами мониторинга не имеет обязательной силы для государств, хотя некоторые договорные органы уполномочены издавать юридически обязывающие постановления.  Более того, принятые договорными органами толкования международных договоров обладают авторитетом даже на национальном уровнелибо международного судебного органа, выносящего решения, обязательные для государств, которые ратифицировали соответствующий договор;

4   либо органа, рассматривающего доклады государств о выполнении ими соответствующих договоров по правам человека, а в некоторых случаях принимающего индивидуальные или групповые жалобы на нарушения гарантированных договором прав человека.

Эта глава призвана служить кратким справочником, помогающим ориентироваться в международной и региональной (европейской) системах и содержащим основную информацию о механизмах мониторинга прав человека, включая контактную информацию соответствующих органов.

4.2 Международная система

Как уже упоминалось в Главе 2, на данный момент восемь основных международных договоров по правам человека содержат гарантии, имеющие отношение к защите прав в сфере медицинской помощи. Хотя эти договоры являются обязательными только для тех государств, которые их ратифицировалиУниверсальный периодический обзор (УПО);

4   Специальные процедуры;

4   Консультативный комитет СПЧ;

4   Процедура подачи и рассмотрения жалоб СПЧ.

См. дополнительную информацию на сайте: www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/Pages/HRCIndex.aspx.

Универсальный периодический обзор

Универсальный периодический обзор (УПО) учрежден как часть мандата СПЧ и предусматривает регулярный обзор информации по правам человека во всех государствах-членах ООН. Этот механизм был создан в 2008 г., а первый обзор всех 193 государств-членов ООН был завершен в 2011 г. УПО, подобно описанным выше комитетам, требует от государств-участников представлять доклады о принятых ими мерах по улучшению ситуации с правами человека в их странах и выполнять обязательства в области прав человека. 

УПО не ограничивается рамками конкретных договорных обязательств и может рассматривать более широкий круг вопросов, касающихся прав человека, чем любой из комитетов. УПО дополняет договорные комитеты, но не заменяет их.

Участие гражданского общества

НПО могут направлять в СПЧ свои «теневые доклады» по любому аспекту соблюдения государствами установленных норм в области прав человека. Кроме того, организации гражданского общества с консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС) допускаются к участию в заседании рабочей группы и в принятии УПО соответствующей страны. Обновляемый график прохождения УПО странами см. на сайте СПЧ: http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Pages/UPRMain.aspx.

СПЧ опубликовано практическое руководство по участию гражданского общества в процессе УПО, доступное по адресу: http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Documents/PracticalGuideCivilSociety.pdf

Специальные процедуры

«Специальные процедуры» - обобщенное название работы отдельных лиц (известных как «специальные докладчики», «специальные представители» или «независимые эксперты») или групп лиц (известных как «рабочие группы»), уполномоченных Советом по правам человека (СПЧ) изучать ситуацию в конкретных странах или определенные тематические вопросы по всему миру.  На момент написания этой главы на веб-странице УВКПЧ (см. ссылку ниже) указано, что по состоянию на 1 октября 2013 г. существует 37 тематических и 14 страновых специальных процедур.

К тематическим специальным процедурам, которые наиболее актуальны для прав человека в контексте медицинской помощи, относятся следующие:

4   Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

4   Рабочая группа по вопросу о произвольных задержаниях;

4   Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания;

4   Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение;

4   Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций;

4   Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях;

4   Рабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике.

См. дополнительную информацию на сайте СПЧ: www.ohchr.org/EN/HRBodies/SP/Pages/Welcomepage.aspx

Участие гражданского общества

Помимо встреч с представителями гражданского общества в ходе поездок по странам, специальные докладчики могут принимать индивидуальные жалобы с просьбами о помощи или о расследовании нарушений государствами прав человека в рамках тематического мандата спецдокладчика. В соответствующих случаях специальный докладчик просит государство ответить на изложенные в жалобе утверждения и докладывает Совету по правам человека о результатах своих расследований.

Более подробную информацию о процессе подачи индивидуальных жалоб специальным докладчикам см. на сайте: www.ohchr.org/EN/HRBodies/SP/Pages/Communications.aspx.

Консультативный комитет

Консультативный комитет Совета по правам человека (Консультативный комитет) функционирует как аналитический центр СПЧ, занимается предметными исследованиями и выполняет другие задания по поручению СПЧ.  Деятельность Консультативного комитета нацелена на конкретные результаты, а сфера его исследований и рекомендаций ограничена тематическими вопросами в рамках мандата СПЧ. Комитет состоит из 18 экспертов, выступающих в личном качестве и назначаемых на срок до трех лет.

Консультативный комитет проводит заседания дважды в год.

Участие гражданского общества

НПО с консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС) могут перед сессией Консультативного комитета подавать в комитет письменные заявления, относящиеся к теме данной сессии. Кроме того, в ходе сессий Консультативного комитета НПО могут делать устные заявления, относящиеся к работе сессии.

См. дополнительную информацию об участии гражданского общества на сайте: www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/AdvisoryCommittee/Pages/NGOParticipation.aspx.

Процедура рассмотрения жалоб

Процедура рассмотрения жалоб представляет собой конфиденциальный механизм доведения до сведения Совета по правам человека (СПЧ) «систематических и достоверно подтвержденных случаев грубого нарушения прав человека и основных свобод в любой точке мира и при любых обстоятельствах»Комиссия по положению женщин;

4   Комиссия по наркотическим средствам;

4   Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

4   Международный комитет по контролю над наркотиками.

4.3 Европейская система

Как подробно описано в главе 3, европейская система предусматривает ряд механизмов, которые можно использовать для защиты прав как пациентов, так и медицинских работников. В настоящем разделе приведены основные сведения, которые помогут вам ориентироваться в европейской системе.

Европейский суд по правам человека

Мандат

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) - орган Совета Европы (СЕ), обеспечивающий соблюдение положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).  ЕСПЧ выносит решения по спорам между государствами и по обращениям (известным как «жалобы») физических лиц и групп о предполагаемых нарушениях государством или государствами гарантированных ЕКПЧ прав при условии, что заявители исчерпали все доступные им средства защиты внутри страны. ЕСПЧ выносит постановления, обязательные для исполнения государством-ответчиком. Порядок производства в ЕСПЧ будет рассмотрен ниже.

За контроль исполнения решений ЕСПЧ отвечает Комитет министров Совета Европы.

Участие гражданского общества

Гражданское общество может подавать жалобы в ЕСПЧ от имени отдельных лиц или групп лиц. НПО также могут направлять в суд информацию по конкретным делам либо по предложению председателя суда, либо с разрешения ЕСПЧ в качестве amici curiae («друзей суда»), если докажут, что имеют интерес в рассматриваемом деле или обладают экспертными знаниями о предмете, а также продемонстрируют, что их участие будет способствовать отправлению правосудия. Слушания в ЕСПЧ, как правило, носят открытый характер.

Найти более подробную информацию о том, как обратиться в ЕСПЧ, и скачать формуляр жалобы можно на сайте Суда (http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants&c=).

Контактнаяинформация

European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg-Cedex, France


Tel: +33 (0) 3 88 41 20 18

Факс: + 33 (0) 3 88 41 27 30

Сайт: www.echr.coe.int

Европейский комитет по социальным правам

Мандат

Европейский комитет по социальным правам (ЕКСП) - орган Совета Европы, который регулярно проводит правовую оценку выполнения государствами положений Европейской социальной хартии (ЕСХ) (принятой в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г.). Даваемые Комитетом оценки основаны на анализе докладов, представляемых государствами-участниками ЕСХ каждые 2-4 года (периоды, известные как «циклы контроля»). Государственные доклады о выполнении ЕСХ анализируют также правительственный комитет и Комитет министров Совета Европы.

ЕКСП ежегодно публикует свои заключения, а также принимает коллективные жалобы на предполагаемые нарушения ЕСХ государствами, принявшими эту процедуру в соответствии с Дополнительным протоколом к ​ЕСХ.

Участие гражданского общества

Доклады государств о выполнении ЕСХ открыто публикуются, их могут комментировать физические лица и НПО. Подавать жалобы на предполагаемые нарушения ЕСХ могут международные НПО с консультативным статусом при Совете Европы и национальные НПО, признанные своими государствами.

Инструкции для НПО, желающих получить или продлить свое право на подачу коллективных жалоб в ЕКСП, доступны по адресу: www.coe.int/t/dghl/monitoring/socialcharter/OrganisationsEntitled/Instructions_en.asp

Контактнаяинформация

Department of the European Social Charter and the European Code of Social Security

Conseil de l'Europe

Directorate General of Human Rights and Rule of Law

Agora

Council of Europe

1, quai Jacoutot

F – 67075 Strasbourg Cedex, France

Tel: +33 (0) 3 88 41 32 58

Факс: +33 (0) 3 88 41 37 00

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Сайт: www.coe.int/t/dghl/monitoring/socialcharter/ECSR/ECSRdefault_en.asp 

Комитет министров

Мандат

Комитет министров - руководящий орган Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел всех государств-членов (или их постоянных представителей). Комитет министров представляет собой форум для обсуждения стоящих перед регионом проблем и путей их решения.

Комитет министров контролирует выполнение решений ЕСПЧ и оценивает доклады, подготовленные Европейским комитетом по социальным правам (ЕКСП). Наряду с этим Комитет министров дает отдельные рекомендации государствам по вопросам согласованной «общей политики», к которым относятся, в частности, вопросы охраны здоровья и прав человека.

Некоторые рекомендации такого рода дает Парламентская ассамблея Совета Европы - консультативный орган, состоящий из представителей парламентов государств-членов Совета Европы.

Участие гражданского общества

Международные неправительственные организации могут получить «статус участия» при Совете Европы. Наряду с этим НПО могут заключать с Советом Европы партнерские соглашения. Таким образом организации своей деятельностью могут поддержать работу Совета Европы, в том числе Комитета министров.

НПО могут участвовать в рассмотрении Комитетом министров вопросов выполнения государствами решений ЕСПЧ. В любой момент рассмотрения дела Комитетом министров НПО могут направлять в Комитет свои сообщения. Такие сообщения могут указывать на уровень соблюдения решения Суда государством-ответчиком, содержать требование о представлении государством плана действий или отчета, формулировать предложения относительно плана действий или отчета, призывать к публичным дебатам о постановлении Суда в ходе заседания о правах человека (только для определенных случаев), призывать к изменению стандарта рассмотрения дела Комитетом министров и т.п.

Контактная информация

Tel: +33 (0) 3 88 41 28 49

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: www.coe.int/cm

Консультативный комитет

Мандат

Консультативный комитет - независимый экспертный комитет, который отвечает за оценку выполнения государствами-участниками Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (РКНМ) и консультирует Комитет министров. Консультативный комитет наблюдает за ходом осуществления РКНМ путем рассмотрения периодических докладов государств.

Помимо изучения страновых докладов, Консультативный комитет может проводить встречи с государствами и запрашивать дополнительную информацию из других источников. Затем Консультативный комитет готовит свое заключение и передает его Комитету министров. На основании этого заключения Комитет министров публикует свои выводы относительно адекватности мер, принимаемых каждым государством-участником в рамках осуществления РКНМ. Комитет министров может поручить Консультативному комитету вести мониторинг принимаемых странами мер в ответ на выводы и рекомендации КМ.

Участие гражданского общества

НПО могут направлять в Консультативный комитет свои «теневые доклады» по любому аспекту соблюдения РКНМ государствами-участниками. Теневые доклады подаются через Секретариат РКНМ. НПО могут также представлять письменную информацию об осуществлении РКНМ государством вне зависимости от статуса мониторинга этого государства, призывать государства ратифицировать РКНМ, осуществлять взаимодействие с представителями государства при подготовке официального доклада, участвовать в последующих встречах по обсуждению опубликованных Консультативным комитетом результатов мониторинга и помогать Консультативному комитету при подготовке комментариев по конкретным вопросам.

См. дополнительную информацию об участии гражданского общества на сайте: www.coe.int/t/dghl/monitoring/minorities/2_monitoring/ngO_intro_en.asp

Контактнаяинформация

Directorate General of Human Rights
Secretariat of the Framework Convention for the Protection of National Minorities

F-67075 Strasbourg-Cedex, France


Tel: +33 (0) 3 90 21 44 33

Факс: +33 (0) 3 90 21 49 18
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт: www.coe.int/minorities

 

4.4 Процедура подачи жалобы в Европейский суд по правам человека

Основные факты о Европейском суде по правам человека

[1]Поматериалампособия Reported Killing as Human Rights Violations by Kate Thompson and Camille Giffard (публикация Human Rights Centre, University of Essex).

История

Когда и как был создан Европейский суд по правам человека?

4   ЕСПЧ был создан в 1959 г. в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека (ЕСПЧ).

Когда он приступил к работе?

4   ЕСПЧ начал работу в 1959 г. в рамках двухуровневой структуры в составе ЕСПЧ и Комиссии по правам человека, которая выполняла роль фильтрующего механизма для ЕСПЧ.  В 1998 г. в соответствии с Протоколом 11 к ЕКПЧ вместо двухуровневой структуры стал действовать единый суд.

Цель

Какова основная задача Европейского суда по правам человека?

4   Рассматривать жалобы на нарушение ЕКПЧ

Каковы функции Европейского суда по правам человека?

4   Межгосударственные жалобы (Статья 33 ЕКПЧ)

4   Индивидуальные жалобы (статья 34 ЕКПЧ)

4   Установление фактов (только в контексте индивидуальных жалоб и как дополнительная мера к основной процедуре)

Состав

Сколько человек входят в состав Европейского суда по правам человека?

4   Число судей соответствует числу государств-участников Европейской конвенции по правам человека

Выступают ли они в качестве независимых экспертов или представителей государств?

4   В качестве независимых экспертов

Каковы требования приемлемости?

Сообщение о нарушении будет признано неприемлемым, если:

4   Сообщение является анонимным;

4   Сообщение не было подано в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения по делу национальными органами власти;

4   Жалоба является «явно необоснованной или представляет собой злоупотребление правом на подачу индивидуальной жалобы» (если предварительное рассмотрение жалобы не дает оснований предполагать какое-либо нарушение гарантированных ЕКПЧ прав - в таком случае жалоба может быть сразу же признана неприемлемой без формального рассмотрения по существу);

4   Сообщение несовместимо с положениями Конвенции

4   Жалоба по существу является такой же, какая уже была рассмотрена Судом либо в рамках другой процедуры международного разбирательства и не содержит новой и актуальной информации;

4   Не исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты, за исключением случаев, когда средства защиты отсутствуют, неэффективны или внутригосударственное рассмотрение дела неоправданно затягивается (и Суду представлено соответствующее разъяснение по этим вопросам).

С 1 июня 2010 г. в соответствии с Протоколом № 14 к ЕКПЧ действует новое требование приемлемости, согласно которому Суд может объявить неприемлемой жалобу, в которой заявитель не понес значительный вред, если только «принцип уважения к правам человека» не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что дело не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судомКраткое изложение ваших жалоб;

4   Указание на то, какие гарантированные ЕКПЧ права, по вашему мнению, были нарушены;

4   Указание на то, какими внутригосударственными средствами правовой защиты вы воспользовались или пытались воспользоваться;

4   Перечень официальных решений по вашему делу с указанием даты решения, кем оно было вынесено и что в нем говорится (приложить копию каждого из этих решений).

Найти более подробную информацию о том, как обратиться в ЕСПЧ, и скачать формуляр жалобы можно на сайте Суда (http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants&c=).

Таблица: Процедура подачи жалобы в Европейский суд по правам человека в хронологическом порядке

[2]Поматериалам ReportedKilling as Human Rights Violations by Kate Thompson and Camille Giffard (публикация Human Rights Centre, University of Essex) и “Life of an Application”, публикацияЕСПЧ (http://www.echr.coe.int/Documents/Case_processing_ENG.pdf).

Практические аспекты использования процедуры подачи жалобы в Европейский суд по правам человека

Кто может подать жалобу в рамках этой процедуры?

Физические лица, НПО и группы лиц, утверждающие, что стали жертвой нарушения прав человека; жалобу может подать близкий родственник жертвы, когда сама жертва не может этого сделать - например, если потерпевший исчез или умер.

Существует ли ограничение сроков для подачи жалобы?

Шесть месяцев с даты принятия государственными органами окончательного решения по делу 

Можно ли подать жалобу в рамках этой процедуры, если уже подана жалоба в другую процедуру на основе тех же фактов?

 

Нет
Обязательно ли иметь адвоката?

На момент подачи жалобы иметь адвоката не обязательно, однако участие адвоката потребуется на этапе рассмотрения дела, если оно будет признано приемлемым – кроме случаев, когда председатель суда в порядке исключения разрешает заявителю самому представлять свое дело.

Есть ли возможность получить финансовую помощь?

Да, но только если жалоба будет коммуницирована государству; заявитель должен будет заполнить декларацию о своем финансовом состоянии, подписанную внутригосударственной комиссией по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи, поскольку юридическая помощь может быть оказана только нуждающимся.

Принимается ли информация от amicus curia? Да, с разрешения Суда (Правило 61 Регламента Суда)
Кто будет знать об обращении в Суд?

В принципе судебное разбирательство является открытым, если председатель Палаты не примет иного решения. В исключительных случаях, когда заявитель не желает раскрывать свою личность и подает соответствующее заявление с объяснением причин, председатель может разрешить заявителю сохранить анонимность.

Как долго длится процедура рассмотрения? Несколько лет
Предпринимаются ли какие-либо меры (и какие), чтобы помочь суду в принятии решения?

Слушания по установлению фактов, свидетельства экспертов, письменные объяснения, устные слушания

Имеется ли возможность для предварительных или срочных мер?

Да, но только в рамках выработанной Судом практики, которая не основана на положениях Конвенции и применяется лишь в исключительных случаях - в основном, в делах, касающихся иммиграции/депортации, когда человек подвергается «реальной опасности» (Правило 39 Регламент Суда).

примечание об изучении прецедентного права по Европейской конвенции по правам человека

Первоначальная структура Суда и механизм рассмотрения дел предусматривали двухуровневую систему защиты прав, в которую входили Европейская комиссия по правам человека (в настоящее время упразднена) и Европейский суд по правам человека. В 1998 году с вступлением в силу Протокола 11 Европейской конвенции по правам человека Комиссия по правам человека прекратила свое существование, а Европейский суд по правам человека приобрел новые черты. При исследовании какой-либо темы в рамках прецедентного права по Конвенции следует изучать решения как Суда, так и Комиссии.

Юридические консультации

Для пациентов и медицинских работников

Актуальное законодательство

Актуальные документы

В помощь юристу

Справочник "Практическое руководство"

Контакты

Россия, Санкт-Петербург,
Большой проспект П.С., д. 100,
БЦ «Офисный дом»
офис 234

Тел: +7 911 244-77-10

Стоп ВИЧ-диссидентство